Выдающийся испанский архитектор Антонио Гауди, уроженец города Реус, оказал огромное влияние на развитие не только архитектуры, но и культуры своего города. Его творения стали ярким примером каталанского модерна. Он черпал вдохновение в формах живой природы и умело использовал в своей работе пространственную геометрию.
Немного о влиянии арабской архитектуры на становление каталанского стиля. Вы ведь помните, что на Пиренеях долгое время правил халифат? А значит, что это время в истории архитектуры оставило свой след. Стоит уточнить, что собственных художественных традиций у арабских народов никогда не было, поэтому искусство и архитектура развивались под влиянием традиций, порабощенных народов. В основу арабской архитектуры легли архитектурные традиции Персии, поскольку именно они считались наиболее развитыми. Они представляют из себя центрическое сооружение, увенчанное эллиптическим куполом, который, как правило, опирается на квадратное сооружение с тромпами. Множественные арки различных форм, подковообразные или лопастные зубчатые тромпы.
Из материалов в строительстве использовали обожженный кирпич, реже — природный камень, глазурованную керамику, гипс, дерево и тростник.
Все эти элементы можно найти в работах Гауди. Практически в каждом районе Барселоны есть творения мастера. Первой самостоятельной работой молодого архитектора был фонтан на площади Каталонии, 1877 г.
Первой серьезной работой мастера стало здание, построенное в 1880-83 гг. Проект назывался «Каса Висенс» и был похож на сказочный дворец. В строительстве Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, характерная особенность его зрелых работ. Заказ был для владельца керамической фабрики М. Висенса и основное напутствие мастеру перед началом работ было построить «царство керамики». Результат достоин похвалы: здесь мы видим многоцветные переливчатые майоликовые плитки, потолки, украшенные свисающими лепными «сталактитами».
Проект Каса Висенс называют “диалогом с арабской архитектурой”. И с этим, пожалуй, не поспоришь.
После завершения строительства «Каса Висенс» Антонио Гауди знакомится с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем. Что из этого вышло вы, наверняка, уже догадываетесь. Это знакомство стало роковым и превратилось в дружбу между архитектором и бизнесменом. Парк Гуэль — одно из знаменитых творений мастера является также одним из символов Барселоны. В этом проекте также угадывается стиль архитектора. Помимо парка архитектор проектировал для семьи Гуэля все необходимое для жизни вплоть до предметов домашней утвари. Среди проектов, которые сегодня являются достоянием публики, значатся знаменитый парк Гуэль, павильоны усадьбы в Педральбесе (здание с башней, которая напоминает голову дракона); винные погреба в Гаррафе (побережье Коста-дель-Гарраф), часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо).
Работа над парком велась на протяжении 3 лет с 1884 по 1887 годы. В этом проекте Антонио Гауди постарался воплотить идеи, которые есть в природе, но раньше не использовались в архитектуре. В результате мы видим «Бесконечную скамью», что извивается будто змея и целый лес из колонн. Общее количество колонн, кстати, 86.
Позже, в 1891 мастер берется за строительство самого продолжительного проекта — строительство храма «Святого Семейства», Саграда Фамилиа. Это настоящий плод фантазии архитектора. Мало кто знает, но Антонио Гауди начал работу над храмом не с нуля. До него, в 1882 году проектом руководили архитекторы Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar).