История парка Гуэль началась летом 1899 года, когда Эусебио Гуэль приобрел ферму на западной окраине Барселоны, на склоне горы Пилада («Лысая гора»). Купив и соседние участки земли, Гуэль задумал социальный эксперимент. Он решил создать частный парк площадью около 15 гектаров, разбить его на несколько десятков участков и сдавать построенные на них дома в аренду богатым людям, желавшим комфортной, красивой и спокойной жизни.

Учитывая гористый характер местности, предусматривалось обязательное возведение виадуков. Парк виделся заказчику своеобразным «городом-садом», наподобие тех парков-резиденций, которые в то время строились в Англии (отсюда и написание слова parc на английский манер). Его планировали окружить высокой стеной. Гауди должен был стать автором почти 60 зданий, причем возвести их он собирался в истинно каталонском духе

Однако затея Гуэля не увенчалась успехом — арендаторы появились всего у двух участков. Возможно, их отпугивали многочисленные ограничения: категорически запрещалось использовать постройки в парке под магазины, кафе, санатории, договор предписывал «ни при каких обстоятельствах не заниматься любого рода производством, торговлей или ремеслом». Многие же просто не захотели перебираться в столь удаленный от центра города район. Работы продолжались с 1910 по 1914 год, а в 1922 году, уже после смерти Гуэля, парк решили открыть для публики.

Планировка парка демонстрирует свойственную Гауди ненависть к прямым линиям — дорожки все, как одна, извилисты. Все здесь напоминает театральные декорации: внешние стены украшены керамическими табличками с названием парка и предупреждениями об обособленности его от внешнего мира. Павильоны у ворот, выходящих на улицу d’Olot, сразу словно переносят посетителя в сказочную страну — их крыши напоминают шляпки грибов (один из них предназначался для администрации, другой — для привратника).

От главного входа начинается раздваивающаяся парадная лестница, украшенная фонтанами и скульптурами, среди которых самая выразительная — разноцветный мозаичный «Дракон», один из главных символов парка. Лестница ведет к колонному залу (т. н. Зал ста колонн, на самом деле их — 84), где по мысли Гауди должен был располагаться небольшой рынок. Этот зал — вариация на темы Античности: колонны дорического ордера, слегка расширяющиеся книзу, поддерживают своды, которые украшены ложными замковыми камнями в виде оригинальных коллажей работы Жузепа Марии Жужоля.

Боковые лестницы ведут на крышу зала — центральную площадь Gran Plaça Circular (86х40 м), откуда открывается панорама всего парка. Здесь должны были бы встречаться и развлекаться жители «экспериментального квартала». По периметру крыши тянется необычная изогнутая скамья — до недавнего времени самая длинная скамья в мире, а за ней устроены желоба для стока дождевой воды. По ним вода попадала в те самые колонны — внутри они были полые, этой водой питались фонтаны у входа в парк.

Керамическая скамья в парке Гуэль, сооружение которой началось в 1909 году, — один из крупных творческих успехов архитектора и одно из самых радостных его произведений. Она украшена коллажами, изготовленными в основном из битой керамики. Яркий узор скамьи вовсе не стихиен — это своеобразная гигантская головоломка, состоящая из магических формул, чисел, букв, рисунков. Тут можно обнаружить изображения бутылок и раковин, рук, протягивающих крест, животных, цветов. Основные цвета скамьи — зеленый, синий и желтый — символизируют Веру, Надежду и Любовь, которые сливаются в «божественную» белизну. На их фоне появляются красный цвет страсти, черный цвет скорби и пурпурный цвет покаяния. На южном крае скамьи вырезано слово MARIA — оно перевернуто вверх ногами, чтобы его удобно было читать с небес.

Далее — VIA, крестный путь в россыпи звезд тернового венца. Другие слова, вырезанные на скамье, складываются в благочестивые возгласы, которые звучат во время религиозных процессий. Так Гауди и его помощник Жужоль пытались зарядить религиозной энергией скамью, главное назначение которой, по мнению ее создателей, — «звучать голосом истинной веры, не запятнанной са- мосознанием и ухищрениями». Они хотели, чтобы тот, кто будет сидеть на ней, сам того не осознавая, проникался верой.

Скамья — один из первых в Испании примеров использования бетона. По воспоминаниям современников, архитектор велел рабочим снять с себя всю одежду и сесть как можно удобнее на слой раствора, чтобы, пока материал не застыл, получить идеальную форму сидений. Почти все сооружения в парке Гауди украсил яркой мозаикой из мелких керамических и стеклянных осколков. Этот метод архитектор изобрел сам и назвал его «тренкардис». По одной легенде, архитектор собирал осколки на барселонских улицах и помойках, по другой — для достижения нужного цветового эффекта разбивал драгоценные сервизы.

Поднявшись от скамьи направо, можно пройти к Дому-музею Гауди, где архитектор жил с 1906 по 1926 год со своей племянницей. Занимаясь организацией паркового пространства, Гауди стремился максимально сохранить все созданное природой, не нарушать гармонию естественного пейзажа. Используя специфику рельефа местности, он построил над живописными холмами экзотические арочные туннели, укрепив их наклонными опорами, напоминающими деревья, — так в парке появились «настоящие» пещеры. Архитектор превратил «зону отдыха» в высокохудожественный комплекс, в некое подобие скульптурного ландшафта, оперируя уже не каменными глыбами, а целыми холмами в качестве исходного пластического материала. С высоты парка Гуэль открывается замечательный вид на город и море. 

Рекомендуем приобретать билеты заранее на официальном сайте Парка Гуэль: http://www.parkguell.cat/en/buy-tickets/