Недавнее решение Испанского налогового агентства (TEAC) знаменует собой поворотный момент в урегулировании споров об изменении налогового адреса. Для тех из нас, кто работает в налоговой сфере, смысл ясен: отмена налогового адреса не означает, что Казначейство должно начать весь процесс проверки заново. Это не «чистый лист».
В данном конкретном случае Налоговое агентство присвоило налоговый адрес в Галисии налогоплательщику, задекларировавшему его в Мадриде. После судебного разбирательства суды пришли к выводу о недостаточности доказательств для обоснования перевода. Однако важный нюанс, внесенный TEAC, заключается в том, что говорить о недействительности в силу закона можно только тогда, когда отсутствие территориальной юрисдикции у Администрации абсолютно очевидно с самого начала. Простого разногласия в толковании или незначительной ошибки недостаточно.
На практике, если Казначейство инициировало действия, подкрепленные административным соглашением, действовавшим на момент принятия решения, эти действия остаются законными до тех пор, пока постановление не признает их недействительными. Если это соглашение впоследствии аннулируется из-за недостаточности доказательств, это не делает автоматически недействительными все предыдущие действия.
В данном случае Налоговое управление использовало различные доказательства (учет потребления, акты, банковские счета и т. д.) для обоснования домицилия в Галисии. Национальный суд, однако, счел их недостаточными и аннулировал изменение. Однако, хотя Галисийский TEAR объявил все действия недействительными, TEAC скорректировал решение: эти действия не являются недействительными в силу закона, а могут быть оспорены. Разница существенная: абсолютная недействительность требует повторного проведения всей процедуры, в то время как оспоримость позволяет исправлять ошибки без необходимости начинать все сначала.
Верховный суд уже установил этот критерий: если у Администрации имелось действительное правовое обоснование на момент совершения действий, даже если оно впоследствии будет аннулировано, явная некомпетентность отсутствует. Только если Администрация действует без каких-либо правовых оснований, можно говорить о радикальной ничтожности.
Для компаний и налоговых консультантов этот критерий обеспечивает определённость. Если проверка была инициирована на законных основаниях, разбирательство остаётся в силе до вынесения решения о её аннулировании. Аннулирование в связи с отсутствием доказательств не требует повторения всей процедуры, за исключением случаев, когда изначально отсутствовала правовая защита.
В конечном счёте, критерии TEAC ограничивают радикальную ничтожность в таких случаях и укрепляют правовую определённость, предотвращая необходимость для Администрации полностью повторять свои действия из-за простых формальных или доказательственных недостатков. Это важный нюанс для тех, кто управляет налоговыми рисками и спорами с Налоговым управлением.